Повышение квалификации в самом общем смысле рассматривается как дополнительное профессиональное образование, направленное на совершенствование, углубление, обновление ранее полученных и сформированных знаний и навыков в области той или иной профессии, что в полной мере относится и к профессии учителя.
Повышение квалификации
Повышение квалификации
В соответствии с заявленными вызовами модернизируются, разрабатываются и апробируются различные вариативные модели повышения квалификации педагогов:
1. Действующая уровневая модель повышения квалификации учителей, ориентирующаяся на становление компетентностей педагога, задающая строго определенные уровни подготовки учителя. В рамках данной модели решение о повышении квалификации принимает сам педагог, ориентируясь на программы, предлагаемые ИПК. Институт повышения квалификации выступает как основная площадка, на базе которой апробируется тот или иной опыт образовательных учреждений региона. Результатом ПК для педагога становится тот или иной уровень развития универсальной компетентности.
2. Развивающаяся модель индивидуально-сетевого взаимодействия, ориентирующаяся на конкретные образовательные заказы. Инициатором заказа выступает образовательное учреждение, которое формулирует заказ на повышение квалификации на основе программы развития учреждения. Институт повышения квалификации играет роль координационного центра, проводя анализ образовательных запросов и организуя повышение квалификации на собственной базе, базе ресурсных центров, интернатур или пилотных площадках («точках роста»). В рамках данной модели ИПК становится ведущим сетевым партнером, а образовательные учреждения как заказчиками программ ПК, так и структурами ПК. Результатом повышения квалификации являются изменения образовательной практики либо образовательных результатов ОУ.
3. Инновационная четырехэле-ментная модель определяет основные элементы повышения квалификации, к которым относятся самоопределение, актуальность компетент-ностей, обратная связь, непрерывность. Каждый из элементов в своей структуре содержит содержательно-технологические кластеры, которые в комплексе и обеспечивают решение профессиональных проблем педагога.
4. Персонифицированная организационно-экономическая модель, при которой учителя сами могут выбирать учебное заведение для повышения квалификации (федеральный проект «Проведение эксперимента по персонифицированному финансированию системы повышения квалификации»). В рамках проекта была предложена новая организационная модель персонификации финансирования. Учитель получает на руки бюджетный сертификат, который он может использовать в системе повышения квалификации. Наполнение сертификата — определенная сумма из бюджетных средств, чаще всего субъектов Федерации.
5. Модель, основанная на дистанционной форме обучения. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению как одной из форм заочного обучения уделяется особое внимание.
6. Круговая модель разработки проектов на внутришкольном уровне. Особенность модели заключается в последовательном характере повышения квалификации учителей. Последовательность обозначает регулярную связь практической деятельности учителя в школе и процесса повышения квалификации. Это становится возможным, когда группы по повышению квалификации сотрудничают на протяжении долгого времени, например, в течение полугодия. Повышение квалификации выстраивается как непрерывный процесс: приобретенный учителем опыт решения одной проблемы становится основой для появления новых проблем, одновременно осуществляется перенос профессионального опыта, приобретенного на курсах повышения квалификации учителей, в реальный образовательный процесс. Вариантами решения проблем являются разработанные учителями проекты.
Одной из ключевых фигур в реализации данных проектов является учитель. Только переориентация образовательного процесса (учителя) на работу в логике компетентностного подхода, приобретение учителями новых компетентностей позволяет школе обеспечить новое качество образования, а ее выпускникам — достигнуть новых образовательных результатов. Очевидно, что именно эти задачи определяют и новые модели повышения квалификации работников образования.
Эффективность повышения квалификации определяется рядом факторов: личностными качествами педагога, уровнем профессиональной компетентности, мотивацией к обучению, способностью к восприятию инноваций, умением соотносить теоретические знания с практической деятельностью, осознанием необходимости непрерывного образования.
При этом особую актуальность приобретает личностно-профессио-нальный аспект подготовки и повышения квалификации учителя. По мнению ряда современных исследователей, система постдипломного образования учителей должна учитывать следующие теоретические подходы:
Виды и формы повышения квалификации
Повышение квалификации педагогических работников осуществляется в форме самообразования (самосовершенствования) и в форме внешне организованного профессионального обучения, включающего в себя следующие виды:
— стажировка, курсовая переподготовка
— краткосрочные курсы повышения квалификации объемом до 72 ч
— курсы повышения квалификации объемом свыше 72 ч
— дистанционные курсы повышения квалификации
— накопительная система повышения квалификации
- участие в конкурсах профессионального мастерства, в работе проблемных семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов и др
- организация индивидуальной работы по самообразованию.
Ответственный за организацию дополнительного проф образования
Курсы повышения квалификации
- Форма обучения
- Укажите форму обучения
- Категория
- Укажите категорию
Укажите краткое описание. Примерно от 200 до 1000 символов.
- Форма обучения
- Очно-заочная
- Категория
- Первая
- Длительность курса
- 72 часа
Программа предназначена для лиц имеющих уровень владения компьютером выше начального. После успешного окончания курса выдается удостоверение установленного образца. Обучение по данной программе возможно только для преподавателей, работающих в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Красноярска.
- Форма обучения
- Очная
- Категория
- Высшая
- Длительность курса
- 72 часа
В программе курса:
- Нормативно-правовые основы проведения
- Структура и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию
- Нормативно-правовые основы проведения
- Урочная и внеурочная деятельность при подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию
- Программа подготовки школьников к успешной сдаче ЕГЭ по обществознанию